Национальный Союз некомерческих и саморегулируемых организаций
Национальный Союз НСР организаций
На форуме в Красноярске обсудили реформирование системы госуправления …
Эксперты разного уровня разрабатывают новые стратегические документы, в которых должны быть сформулированы ключевые направления экономического развития страны. … |
Однако их нельзя будет эффективно реализовывать без модернизации существующей системы госуправления. Этой теме был посвящён мозговой штурм «Ключевые вопросы реформы государственного управления», который состоялся 21 апреля в рамках Красноярского экономического форума. В дискуссии приняли участие вице-премьер Аркадий Дворкович, министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов, председатель совета Центра стратегических разработок Алексей Кудрин, чиновники и представители экспертного сообщества.
Предыдущие стратегии и государственные программы выполняются в лучшем случае на 50%. Это означает, что если мы сегодня заявляем управленческие решения, то от нас максимум ждут, что они будут выполнены на 50%. Нужно понять, что нам нужно, и что есть, но уже не работает. Нужно готовиться не к прошлым победам, а к будущим», — сказал Алексей Кудрин, открывая дискуссию.
Ранее в ходе пленарного заседания форума экс-министр финансов сравнил российскую систему госуправления со скрипучей телегой. Министр РФ Михаил Абызов с таким мнением не согласился.
Вы только что сказали, что эффективность наших управленческих решений в системе государственного аппарата составляет 50%. Это означает, что мы всё-таки не скрипучая телега, которая у нас называлась госуправлением на предыдущем пленарном заседании, всё-таки это автомобиль экономического класса. Без определения того, где мы находимся и как мы оцениваем текущее качество, невозможно выстроить, в том числе, и программу преобразований. Можно ли довольствоваться автомобилем экономкласса? Я считаю, что нет, потому что вызовы, которые сегодня стоят перед Россией в части экономического развития, настолько серьёзны, что здесь и экономкласса не хватит, и вашей телеги тоже», — сказал Михаил Абызов.
Три основных направления, по которым, по мнению Михаила Абызова, надо провести перестройку, — это процессное управление (его необходимо вывести на работу с ориентацией на результат), проектное управление и полноценный HR-цикл, который включает отбор компетентных специалистов на государственную службу. Эта работа сейчас находится на очень невысоком уровне, считает министр.
В системе госорганов России, по мнению Михаила Абызова, необходимо возродить советскую практику ответственности за результат, когда чиновника исключали из КПСС и увольняли с работы за невыполненное важное поручение.
Ответственность за результат в культуре российского госуправления отсутствует как класс уже многие десятилетия. В советское время ответственность за результат: не сдал завод вовремя — извини меня, партбилет на стол. Уволен! Было всё чётко и понятно. Мы потеряли эту систему с 1990-ми годами. Её необходимо возродить», — сказал Михаил Абызов.
Вице-премьер Аркадий Дворкович поддержал предложения участников форума менять подходы к обеспечению эффективности госуправления, однако предложил ввести «право на ошибку». Такое право на ошибку должны иметь чиновники, ориентированные на амбициозные результаты, а не на текущий процесс, полагает он.
Конечно, не должно быть права на вторую и третью ошибку. Это перебор. Но на одну ошибку уж точно должно быть право. Это очень важно, но это надо сформулировать и на уровне политического руководства. Иначе система не будет таким образом работать», — сказал он.
Важную роль при реформировании системы госуправления должна играть цифровизация госорганов, считают участники мозгового штурма. По данным Михаила Абызова, сейчас цифровизация российских органов власти составляет не более 5%, многие системы неудобны, нефункциональны и не используются.
Россия в 10–20 раз уступает по цифровизации другим странам, отметил, в свою очередь, Алексей Кудрин. «Дорожная карта» по цифровизации госуправления необходима уже сейчас, уверен он. Необходимо разграничение полномочий между федеральным и региональным уровнем, уверен врио губернатора Пермского края Максим Решетников. Все вопросы, по его мнению, должны максимально решаться на местах. Он предложил договориться о долгосрочных отношениях по линии «федеральная власть — регионы».
Проблема российского госуправления на сегодняшний день заключается в том, что на федеральном и региональном уровне сконцентрировано чрезмерно большое количество полномочий, как административных, так и экономических, считает Михаил Абызов. Чтобы реформировать систему госуправления, их надо расчистить, заявил министр.
Объём полномочий настолько огромен, что реформировать, перестроить и улучшить эту систему любыми передовыми технологиями практически невозможно. Первый шаг, который необходимо сделать для реформы госуправления, — расчистка полномочий. Их должно быть ровно столько, сколько необходимо для выполнения основных функций государства. Тогда у нас и государства в экономике будет меньше», — считает министр.
Что касается внедрения в России ключевых показателей эффективности работы госслужащих, то в мировых масштабах это уже вчерашний день, заявил министр. Но без этого, по его словам, нельзя войти в день завтрашний. В качестве примера он привёл опыт Сингапура.
Я задавал вопрос премьер-министру Сингапура, каким образом он контролирует работу министров? Какие у них KPI? Он ответил, что у них нет KPI, у них есть миссия и принципы. Основной девиз госуправления в Сингапуре — “лучшие сыны и дочери сингапурского народа — на государственной службе”. Я спросил, что будет, если вы найдёте человека, который лучше справится с работой, чем тот сотрудник, с которым вы работаете 15 лет? Он ответил, что наймёт нового человека на эту работу, а для прежнего сотрудника найдёт новую позицию, где она сможет использовать свои навыки», — рассказал Михаил Абызов.
Михаил Абызов, помимо прочего, отметил важность создания новой управленческой культуры, основанной на уважении, доверии и ответственности, на партнёрских отношениях госслужащих.
© НСОПБ