Цифровизация, оптимизация и профилактика — приоритеты реформы госконтроля в регионах ….

Для успешной реализации реформы контрольно-надзорной деятельности в регионах ведомства должны провести внутреннюю оптимизацию, внедрить в свою работу цифровые технологии и развивать новые, интересные методы профилактики нарушений. ….

Такие рекомендации дал представителям субъектов РФ куратор реформы госконтроля, министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов, выступая 22 февраля на конференции «Реформа контрольной и надзорной деятельности: новое качество государственного контроля в регионах».

Первая рекомендация — займитесь вопросами, связанными с оптимизацией структуры управления. У нас есть куда оптимизироваться, это я точно говорю. Пример — Калининград, где создано единое министерство контроля и надзора. Я не говорю, что это универсальный рецепт, но подумать надо. Второе — это информатизация и цифровизация. Цифровая экономика будет на ближайшие годы топовым приоритетом федеральной власти, президента, председателя правительства. Люди, которые занимаются контролем и надзором, должны быть первыми в этой повестке», — сказал Михаил Абызов.

Без информатизации чек-листы — списки контрольных вопросов, внедряемые сейчас при проведении проверок, — принесут не пользу, а большой вред. Инспекторы «окажутся заваленными макулатурой» и будут анализировать «кипу галочек и клеточек», предостерёг министр. Все чек-листы, по его мнению, нужно перевести в «цифру». Каждому инспектору в его планшете должны быть доступны электронные протоколы проверок, которые затем сразу будут уходить в «облако». Такой подход уже позволил Москве в 3 раза повысить эффективность деятельности линейных инспекторов.

В каждом регионе, желательно по всем региональным видам контроля, за один год нужно провести работу по полной информатизации, подчеркнул Михаил Абызов. Стоит задача в течение пяти лет перейти на модель единого цифрового пространства для всех поднадзорных объектов в части взаимоотношений с контролем и надзором. За этот год, по словам министра, необходимо создать на федеральном уровне такую систему, в которой контрольно-надзорные органы в состоянии будут ежемесячно, а потом еженедельно и ежедневно подводить баланс работы сотрудников контрольно-надзорного органа: сколько времени и где провёл инспектор, начиная от проверки и заканчивая составлением отчётов и аналитикой первичных данных.

Третье важное направление работы — это профилактика нарушений. Профилактика должна быть интересной, подчеркнул Михаил Абызов.

Профилактика — это та материя, которая требует нестандартных подходов. Вы должны придумывать, как вовлечь в профилактику, как сделать её интересной и для инспекторского состава, и для поднадзорных объектов. Соберите предпринимательское сообщество, сделайте для них презентацию того, что будете делать. Они не понимают многих нюансов, куда мы развиваемся. В советское время была школа профилактики, плакаты, в кинотеатрах показывали ролики про пожарную и дорожную безопасность до начала сеансов. Сейчас этого нет. Нужно придумывать новые форматы», — отметил Михаил Абызов.

Министр также предложил создавать при губернаторах конфликтные комиссии, куда люди могли бы жаловаться на различные случаи недопонимания с органами контроля и надзора. Благодаря таким комиссиям инспекторы смогут увидеть, какая существует правоприменительная практика, а граждане увидят объективный диалог.

Масштаб работы по реформированию контрольно-надзорной деятельности, проведённой за 2017 год, впечатляет. Мы изначально ставили достаточно амбициозные задачи. Безусловно, есть вещи, которые мы не успели сделать. Мы понимаем, по каким объективным причинам, а зачастую и субъективным причинам, это не получилось. Важно не стараться каким-то образом ретушировать отклонения. Надо объективно оценивать результаты и не бояться фиксировать неисполнение. Только так можно корректно планировать и видеть изменения в будущем», — отметил Михаил Абызов.

Если говорить о региональном аспекте реформы, то за прошедший год, по его словам, были наработаны очень разные практики. Поэтому было принято решение не задавать единую структуру надзорной деятельности от Калининграда до Камчатки. В части муниципального контроля и надзора, напротив, нужны типовые модели. По словам Михаила Абызова, надо дать субъектам РФ и губернаторам, а также их командам, которые работают над реализацией реформы, единую матрицу действий.

Также Михаил Абызов подчеркнул необходимость разграничения полномочий надзорных органов на федеральном и региональном уровне. Для этого, по его мнению, можно было бы заключать соглашения в регионах между региональным и федеральным надзором по пересекающимся прямо или косвенно полномочиям, в рамках которых они договорились бы о режиме совместных проверок.

Проанализировать виды контроля на предмет дублирования и решить проблему разграничения полномочий между «федералами» и регионами необходимо до принятия конкретных решений по внедрению системы управления рисками, отметил, в свою очередь, член Экспертного совета при правительстве Александр Брагин. Только после этого нужно принимать решение о целесообразности внедрения системы риск-ориентированного подхода по конкретным видам регионального контроля.

У нас в части реформирования системы госуправления не так много удачно реализованных проектов. Задача моя, команды, которую мы объединили на федеральном уровне, и регионов — сделать эту реформу успешной. Судя по тому, как мы прошли 2017 год, я абсолютно уверен, что это может быть самая успешная реформа в части государственного управления. Для этого очень важно поддерживать высокий уровень вовлечённости первого руководителя региона», — заключил Михаил Абызов.

Пресс-служба НСОПБ

Comments are closed.

Новости

May 2024
M T W T F S S
« Sep    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Ссылки на сайты

Презедент России

Правительство РФ

Государственная Дума

Мин строй РФ

НООПРИЗ

НООСТРОЙ