Эффективность российской экономики повысят саморегулируемые организации ….

Как обеспечить рост экономики на основе применения стратегического ресурса – саморегулирования? Давайте проанализируем причины, которые привели к недостаточному развитию саморегулируемых организаций в нашей экономике ….

Давайте проанализируем причины, которые привели к недостаточному развитию саморегулируемых организаций в нашей экономике на фоне 200-летнего успешного опыта саморегулирования в мире.

Мир на пути к новой модели экономики

О повышении производительности труда в России говорят уже больше ста лет. Проблема производительности труда, эффективности экономики – проблема номер один. Это главный вызов для всего общества. Россияне проводят на работе больше времени, чем граждане других стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития, но их производительность труда ниже. По подсчетам экспертов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) производительность труда в России самая низкая в Европе. Все эти факты подтверждают необходимость внесения серьезных изменений в существующую модель управления экономикой.

В 2017 г. ООН призвала отказаться от неолиберализма, «рыночного фундаментализма». Развитие мировой экономики по сценарию «рыночного фундаментализма» стремительно расширило социальное неравенство, привело к общественной нестабильности, чрезвычайно усилило роль финансового сектора, погоню за краткосрочными финансовыми результатами. Применение модели «рыночного фундаментализма» в российской экономике привело к кризисам в экономике, снижению производительности труда.

Новая модель развития экономики должна быть ориентирована на человека, обеспечение его безопасности, защиту его жизни, охрану окружающей среды, создание благоприятных условий для жизни и деятельности человека, создание устойчивых социальных структур, расширение прав ассоциаций, союзов, саморегулируемых организаций.

Повышение эффективности, конкурентоспособности экономики в XXI веке приобретает стратегическое значение. Невозможно добиться лидерства в глобальной экономике с недостаточно эффективным государственным управлением. Кардинально повысить эффективность нашей экономики можно, совершенствуя государственную политику и государственное регулирование экономикой. Основу экономики современного государства образуют три сектора: сектор государственной экономики, коммерческий сектор, некоммерческий сектор. Изменение государственной политики и государственного регулирования каждого из этих трех секторов позволит создать качественно новую модель экономического развития.

Наиболее успешно развиваются те экономики, которые более полно учитывают особенность современного этапа эволюции. Информационное общество, информационная экономика – это не только массовое применение достижений информационно-коммуникационных технологий, услуг – это деятельность государства, подчиненная интересам не отдельных лиц, а общества. Государство, органы государственного управления в информационном обществе становятся сервисными организациями по предоставлению услуг обществу, по повышению эффективности национальной экономики, безопасности, социального развития.

Качественные услуги государства, органов государственного управления – основа конкурентоспособной экономики, свидетельство того, что интересы государства подчинены интересам общества. Непредоставление государством обществу качественных услуг для развития экономики – свидетельство того, что настало время для перегруппировки факторов развития, углубленного анализа социальных, экономических, правовых, информационных процессов развития, кардинальных перемен.

Недостаточно эффективное государственное управление – это триллионы рублей, не поступивших в государственный бюджет, необходимых для создания и реализации государственных программ развития, преодоления инерционного, кризисного сценария развития экономики. Эффективность государственного управления может быть повышена путем совершенствования регулирования предпринимательской деятельности, реализацией конституционных основ социального государства, норм Гражданского кодекса Российской Федерации. Какие изменения необходимы в экономической модели для повышения эффективности экономики?

В информационном обществе определяющее значение для повышения эффективности экономики приобретают правовые средства. Согласно результатам социологических исследований, по мнению граждан около 30% норм права неэффективны. Каждая третья норма права, регулирующая предпринимательские отношения в обществе, снижает эффективность государственного управления, конкурентоспособность экономики страны и должна быть изменена. Качество государственного управления и конкурентоспособность экономики могут быть улучшены за счет повышения эффективности правовых средств.

Одним из правовых средств повышения эффективности экономик в мировой практике выступают саморегулируемые организации. Саморегулирование – важнейшее свойство живых, неживых систем. Так, устойчивость в эволюции живой природы достигается, в основном, за счет процессов саморегулирования (или саморегуляции). Любой организм в природе обладает саморегулированием и разрушается, когда оно нарушается. Чем выше ступень эволюции объекта (организма, системы), тем эффективнее в нем процессы саморегулирования, упорядочения жизнедеятельности. Саморегулирование – главное свойство и необходимая функция живых, неживых систем. Отсутствие или недостаточное развитие саморегулирования приводит систему к кризису, саморазрушению.

То же и в экономике. Отсутствие или недостаточное развитие саморегулирования в экономике – причина кризисов, неэффективного развития. Сравним, например, результат экономического развития в нашей стране – валовый внутренний продукт (ВВП) с ВВП не самой богатой страны в мире – Испанией, уступающей нашей стране по богатству природных ресурсов, образованию граждан и другим факторам развития. В 2015 г. ВВП по номиналу составлял в России и Испании 1,2 трлн долл. США при численности населениясоответственно142,4 и 48,1 млн. чел. Объем ВВП по номиналу в 2016 г. в России и Испании составил соответственно1,3 и 1,5 трлн долл. США. Повышение эффективности экономики может быть достигнуто за счет ввода новых резервов роста. Саморегулирование – стратегический ресурс развития российской экономики.

Саморегулирование получило широкое применение в международной практике. История успешного саморегулирования в мировой практике насчитывает более 200 лет. Институты саморегулирования – устойчивые социальные структуры содействуют созданию эффективных экономик. Они наиболее эффективны, когда общество и государство понимают их роль, поддерживают и обеспечивают деятельность саморегулируемых организаций созданием благоприятных правовых, организационных, экономических, информационных условий. Деятельность саморегулируемых организаций невыгодна, когда власть подчиняется отдельным группам лиц, а не обществу. Деятельность саморегулируемых организаций выгодна и поддерживается органами власти, когда государство и органы власти ориентированы на повышение эффективности экономики и стремятся повысить доверие к власти, более эффективно работать в интересах общества, есть понимание, что применительно к каждому эволюционному этапу развития экономики существуют технологии управления, пренебрежение или недооценка которых приводит к экономическим кризисам.

Саморегулирование – локомотив экономики. Почему он пробуксовывает?

Саморегулируемые организации решают многие проблемы за счет средств своих членов, что особенно выгодно как в условиях ограниченного государственного бюджета, расширения задач, которые приходится решать государству и обществу, так и для привлечения дополнительных резервов – интеллектуальных, финансовых, материальных ресурсов, необходимых для регулирования. Сдерживают применение стратегического ресурса саморегулируемых организаций не только неэффективные правовые средства, но и низкая правовая культура, социальная пассивность, уровень коррупционной составляющей экономики, противодействие отдельных лиц и групп, низкая квалификация многих специалистов органов государственного управления, отсутствие ответственности должностных лиц (органов государственного управления) за принимаемые решения, неэффективные нормы права. Счетной палатой РФ в 2016 г. было выявлено 3,9 тыс. нарушений на сумму 965 млн руб., в 2017 г. было выявлено более 6,5 тыс. нарушений на общую сумму 1,9 трлн руб. По мнению Председателя Счетной палаты Татьяны Голиковой, причины нарушений связаны с несовершенством нормативных правовых актов, недостаточной компетенцией и отсутствием ответственности сотрудников государственных органов и организаций.

Саморегулируемые организации должны содействовать организации деятельности, регулированию отношений субъектов права как в коммерческом, так и в государственном секторе экономики. Одна из задач, решаемых саморегулируемыми организациями – разработка правил предпринимательской деятельности, повышение качества продукции (товаров, работ, услуг). Эти задачи могут и должны решать саморегулируемые организации. Но для этого саморегулируемые организации должны быть наделены дополнительными правами по регулированию общественных отношений и должны быть созданы условия для организации их деятельности. Развитие саморегулируемых организаций позволяет реализовать новую систему ценностей: безопасность, качество (продукции, работ, товаров), профессионализм, добросовестность деятельности, имеющие не только экономическое, но и социальное, культурологическое значение. Достижение целей деятельности саморегулируемых организаций позволит существенно изменить производительность труда и эффективность экономики.

В строительной отрасли деятельность саморегулируемых организаций определяется около двумястами императивными (обязательными к исполнению) нормами. Эффективность этих норм не только снижает потенциал стратегического ресурса, но и дискредитирует развитие саморегулируемых организаций, как инновационное направление государственного регулирования. Нормы права в строительной отрасли ограничивают права ассоциаций, союзов, получивших статус саморегулируемой организации.

Результат – факты снижения объемов вводимого жилья в строительной отрасли в 2017 г. по сравнению с 2016 г., невыполнение обязательств застройщиков по срокам и объемам жилищного и других видов строительства, несовершенство конкурсных процедур, демпинг цен и требований к компетентности организаций, разрыв между реальной стоимостью ресурсов, объектов и утвержденной проектно-сметной документацией, высокая коррупционная составляющая. Все эти и другие факты свидетельствуют о несовершенстве государственной политики и норм права, регулирующих отношения в сфере строительства и саморегулировании.

Наибольшее количество погибших на производстве в стране по данным Минтруда России не в сфере добычи полезных ископаемых, а в строительстве. Это еще одно подтверждение того, что саморегулируемые организации должны содействовать повышению безопасности работ на объектах капитального строительства независимо от организационно-правовой формы участника правоотношений. Как известно, введение Федерального закона от 03.07.2016 N 372-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» поставило в неравные условия организации различной организационно-правовой формы при выполнении работ на объектах капитального строительства, что, несомненно, противоречит нормам Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации и другим основополагающим федеральным законам.

Вышеприведенные примеры также свидетельствуют о том, что нормы Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации носят не случайный, а фундаментальный характер. Они должны использоваться в практике регулирования предпринимательских отношений при разработке федеральных законов. Так может быть обеспечено повышение эффективности российской экономики.

Президент Российской Федерации отметил в своем выступлении 23.12.2017 г.: «Нужно расширить механизм, раскрывающий потенциал гражданской ответственности, заложенный в нашей Конституции – поощрять подходы, предложения к решению задач развития».

Развитие саморегулируемых организаций позволит раскрыть потенциал национальной экономики. Знакомство с основными положениями совершенствования саморегулирования позволит активизировать деятельность органов государственной власти, ассоциаций, союзов в повышении эффективности экономики Российской Федерации.

P.S. От редакции. К сожалению, в одной статье не рассказать обо всех аспектах и тенденциях развития саморегулирования. Продолжение можно прочитать в книге автора «Правовые аспекты саморегулирования и повышения эффективности экономики Российской Федерации в XXI веке» (информация размещена на сайте СРО Союз «СтройСвязьТелеком» (СРО-С-062-06112009). Издание подготовлено на основе глубокого анализа саморегулирования, обобщается накопленный опыт, доказывается необходимость смены модели гражданско-правового регулирования общественных отношений в саморегулировании.

Юрий Мхитарян, председатель Общественного проекта «За эффективную систему саморегулирования строительной отрасли», д.э.н., магистр права, академик Международной академии информатизации

Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)

www.all-sro.ru

Comments are closed.

Новости

May 2024
M T W T F S S
« Sep    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Ссылки на сайты

Презедент России

Правительство РФ

Государственная Дума

Мин строй РФ

НООПРИЗ

НООСТРОЙ